Отчет о деятельности Счетной палаты Полевского городского округа за 2019 год

Отчет

о деятельности Счетной палаты Полевского городского округа

за 2019 год

1. Общие положения

Настоящий отчет о деятельности Счетной палаты Полевского городского округа в 2019 году подготовлен во исполнение пункта 2 статьи 20 Положения о Счетной палате Полевского городского округа, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 15.12.2011 № 436 «Об утверждении Положения о Счетной палате Полевского городского округа».

Счетная палата Полевского городского округа (далее – Счетная палата), как орган местного самоуправления, образованный Думой Полевского городского округа, является постоянно действующим органом по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, реализующим свои полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Законом Свердловской области от 12 июля 2011 года № 62-ОЗ «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области», Положением о бюджетном процессе в Полевском городском округе в новой редакции, утвержденным решением Думы Полевского городского округа от 10.02.2009 № 734, Положением о Счетной палате Полевского городского округа, утвержденным решением Думы Полевского городского округа от 15.12.2011 № 436, а также Регламентом Счетной палаты.

Отчет содержит информацию о результатах проведенных Счетной палатой контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, о внесенных представлениях и об их исполнении объектами контроля.

2. Основные итоги деятельности Счетной палаты в 2019 году

Деятельность Счетной палаты в 2019 году осуществлялась в соответствии с планом работы Счетной палаты Полевского городского округа на 2019 год, утвержденным распоряжением председателя Счетной палаты от 26.12.2018 № 105 (с изменениями от 12.04.2019 № 25, 30.08.2019 № 47).

В течение 2019 года Счетной палатой проведено 5[1] контрольных, 4[2] экспертно-аналитических мероприятия и 32 экспертизы проектов муниципальных правовых актов.

В полном объеме выполнены поручения Думы Полевского городского округа Счетной палате, установленные решением Думы Полевского городского округа от 13.12.2018 № 147 «О поручении Счётной палате Полевского городского округа».

Контрольные и экспертно-аналитическое мероприятия в 2019 году были проведены в отношении 15 объектов, в том числе контрольными мероприятиями было охвачено 11 объектов, экспертно-аналитическими мероприятиями – 4 объекта.

Объем муниципальных ресурсов, охваченный контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями[3], составил 3 874 416,7 тыс. рублей, в их числе: средства местного бюджета в объеме 89 928,7 тыс. рублей (в 2018 году – 455 405,3 тыс. рублей), стоимость имущества – 3 784 488,0 тыс. рублей (в 2018 году – 71 024,4 тыс. рублей).

За отчетный период выявлено 33 нарушения на общую сумму           2 901 152,8 тыс. рублей, что в 12,6 раза больше аналогичного показателя 2018 года.

Среди выявленных нарушений в соответствии с классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего муниципального финансового контроля:

1) нарушения при формировании и исполнении бюджета – 2 нарушения (за 2018 год – 203 нарушения на общую сумму 24 039,0 тыс. рублей);

2) нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности – 7 нарушений на сумму 2 896 009,5 тыс. рублей, или 99,8 % общего объема нарушений (за 2018 год – 66 нарушений на общую сумму 205 412,0 тыс. рублей);

3) нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью – 23 нарушения на сумму 5 143,3 тыс. рублей, или 0,2 % общего объема нарушений (за 2018 год – 14 нарушений на общую сумму 790,6 тыс. рублей);

4) иные нарушения – 1 нарушение (за 2018 год – 20 нарушений).

Кроме того, в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий было выявлено 18 недостатков на сумму 72 298,6 тыс. рублей.

Материалы Счетной палаты, направленные объектам контроля, содержали 12 предложений (рекомендаций), в том числе по совершенствованию нормативного регулирования и деятельности органов местного самоуправления Полевского городского округа.

По итогам проведенных в 2019 году контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в адрес объектов контроля направлено 2 представления и 6 информационных писем (в 2018 году – 7 представлений и 2 информационных письма).

По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий 2018 и 2019 годов объектами контроля по состоянию на 28.02.2020 года устранено нарушений на общую сумму 2 896 073,3 тыс. рублей, в том числе:

  1. по мероприятиям 2018 года – возвращено в местный бюджет в соответствии с представлением Счетной палаты 63,8 тыс. рублей[4];
  2. по мероприятиям 2019 года – устранено нарушений на сумму 2 896 009,5 тыс. рублей (99,8 % от общего объема нарушений) посредством внесения исправлений в показатели бюджетного учета и отчетности.

Материалы одного контрольного мероприятия, проведенного в 2019 году, направлены в Прокуратуру города Полевского.

Отчеты и заключения по проведенным контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям и экспертизам проектов муниципальных правовых актов направлены в адрес Думы Полевского городского округа, Главы Полевского городского округа и размещены на официальном сайте Счетной палаты.

В 2019 году проведена работа по привлечению к административной ответственности должностных и юридических лиц, совершивших административные правонарушения в 2018 году в финансово-бюджетной сфере и в сфере порядка управления. Счетной палатой составлено 7 протоколов об административных правонарушениях, факт совершения административных правонарушений подтвержден судами общей юрисдикции в 5 случаях, в том числе:

– по статье 15.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) – 4 протокола (нецелевое использование бюджетных средств);

– по статье 19.7 КоАП РФ – 1 протокол (представление сведений (информации) в искаженном виде).

Общая сумма назначенных штрафов по протоколам об административных правонарушениях составила 5 037,80 рублей. В соответствии с постановлениями судов в местный бюджет перечислено 5 037,80 рублей (100 %).

Производство по делу об административном правонарушении по одному протоколу по статье 15.14 КоАП РФ (нецелевое использование бюджетных средств) прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

По одному протоколу, составленному Счетной палатой по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок представления Счетной палаты) жалоба на вступившее в законную силу решение судьи Свердловского областного суда, отменившее постановление судьи Полевского городского суда Свердловской области по делу об административном правонарушении, находится на рассмотрении в Седьмом кассационном суде общей юрисдикции.

В 2019 году объектом проверки направлено в Арбитражный суд Свердловской области заявление по оспариванию представления Счетной палаты, в отношении которого судом принято решение о признании представления Счетной палаты законным и обоснованным. Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Свердловской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

2.1. Осуществление контроля за формированием и исполнением бюджета Полевского городского округа, экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов

В 2019 году Счетной палатой реализованы бюджетные полномочия по осуществлению контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, по осуществлению контроля за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартальных отчетов об исполнении бюджета, внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета, экспертизы проектов решений о бюджете Полевского городского округа, иных нормативных правовых актов, регламентирующих бюджетные правоотношения, экспертизы муниципальных программ.

В рамках установленных полномочий проведена внешняя проверка бюджетной отчетности 7 главных администраторов бюджетных средств и подготовлено заключение на отчет об исполнении местного бюджета на 2018 год, осуществлена проверка полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления квартального отчета об исполнении бюджета за 1 квартал 2019 года. По итогам внешней проверки установлено 6 нарушений составления бюджетной отчетности, допущенные одним органом местного самоуправления, на сумму 270 435,4 тыс. рублей. Факты неполноты и недостоверности годового отчета об исполнении местного бюджета и квартального отчета об исполнении бюджета за 1 квартал 2019 года не выявлены.

В отчетном году проведены финансово-экономические экспертизы проектов решений Думы Полевского городского округа о внесении изменений в решение о бюджете Полевского городского округа на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, по результатам которых Счетной палатой подготовлено 11 заключений.

В результате экспертизы проектов решений о внесении изменений
в местный бюджет установлено соблюдение обязательных требований Бюджетного кодекса Российской Федерации о непревышении предельного значения дефицита бюджета и предельного объема муниципального долга.

В 2019 году проведена финансово-экономическая экспертиза и составлено заключение Счетной палаты на проект решения Думы о бюджете Полевского городского округа на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.

Счетной палатой проведена финансово-экономическая экспертиза 6 проектов муниципальных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств Полевского городского округа, 6 проектов муниципальных программ и постановлений Администрации Полевского городского округа о внесении изменений в муниципальные программы, 5 проектов решений Думы о прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества Полевского городского округа и о внесении изменений в программы приватизации муниципального имущества, двух проектов решений Думы по налогам и одного – по бюджетному процессу. В адрес разработчиков проектов муниципальных правовых актов направлены заключения, в том числе с замечаниями и предложениями о доработке проектов муниципальных правовых актов в целях устранения выявленных недостатков.

2.2. Осуществление контроля за использованием бюджетных средств Полевского городского округа и соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Полевского городского округа

2.2.1. Контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования средств местного бюджета, выделенных в 2017, 2018 годах на реализацию муниципальной программы «Развитие градостроительной деятельности на территории Полевского городского округа».

Объектом контрольного мероприятия была Администрация Полевского городского округа. Проверка проведена по поручению Думы Полевского городского округа.

В ходе контрольного мероприятия нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств не установлено, при проведении аудита в сфере закупок нарушений не выявлено.

В течение 2017 года выполнено одно программное мероприятие по разработке документации по планировке территории Полевского городского округа, в рамках которого осуществлена закупка и выполнены работы по разработке документации по планировке территории в отношении трех застроенных территорий и одной территории, подлежащей застройке.

Не исполнены бюджетные назначения на 2017 год, предоставленные на выполнение мероприятия по обновлению сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Полевского городского округа, мероприятие не выполнено.

Финансовое обеспечение выполнения мероприятий муниципальной программы осуществлялось за счет средств местного бюджета. Средства областного бюджета и внебюджетные источники привлечены не были. Заявка Полевского городского округа на предоставление субсидии из областного бюджета на софинансирование мероприятий по разработке документации по планировке территории в 2017 году не прошла отбор, заявка на 2018 год не подавалась.

В 2018 году расходы на выполнение мероприятий по разработке документации по планировке территории Полевского городского округа и обновление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Полевского городского округа, не осуществлялись.

В нарушение Методики оценки эффективности реализации муниципальных программ, утвержденной Постановлением Администрации Полевского городского округа от 11.08.2015 N 342-ПА, завышена оценка реализации муниципальной программы в 2017 и 2018 годах.

2.2.2. Контрольное мероприятие «Проверка поступления арендной платы в бюджет Полевского городского округа по итогам проведенных аукционов на право заключения договора аренды земельных участков (выборочно)».

Объектом контрольного мероприятия было Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа. Проверка проведена по обращению граждан.

В ходе контрольного мероприятия продажа прав на заключение договоров аренды земельных участков на торгах, полнота и своевременность внесения арендной платы за пользование земельными участками, и обоснованность перехода прав на земельные участки проверена выборочно по 11 земельным участкам, на которые государственная собственность не была разграничена, и которые предоставлены гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов.

Проверкой установлено, что в нарушение условий договоров аренды и Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Полевского городского округа, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 10.12.2015 № 406, Управлением муниципальным имуществом Полевского городского округа в одностороннем порядке не осуществлено изменение арендной платы по трем договорам аренды на коэффициент увеличения, в размере 1,04, установленный Постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2016 N 928-ПП "Об установлении на 2017 год коэффициента увеличения, применяемого при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области", и не направлены арендаторам уведомления о перерасчете арендной платы. Недополученные в бюджет доходы от неприменения с 01.01.2017 года увеличения размера арендной платы на коэффициент, установленный Правительством Свердловской области, составили 9 398,68 рублей.

В нарушение принципа платности использования земли, установленного подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, Управлением муниципальным имуществом Полевского городского округа прекращено взимание арендной платы с даты расторжения договоров аренды и одновременного заключения с арендаторами земельных участков договоров купли-продажи. Недополученные в бюджет доходы в связи с непредъявлением к оплате арендной платы за пользование десятью земельными участками за период с даты, следующей за датой расторжения договоров аренды, по дату, предшествующую дате государственной регистрации перехода права собственности граждан на земельный участок, без соответствующей оплаты составили 706 432,94 рублей.

Управлением муниципальным имуществом Полевского городского округа предоставлены в собственность гражданам – бывшим арендаторам десять земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов по льготной выкупной цене, равной 0,9 % кадастровой стоимости земельного участка, без учета того, что земельные участки в нарушение Постановления Правительства Свердловской области от 26.12.2012 года № 1532-ПП "Об утверждении Порядка определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках" не были заняты личными подсобными хозяйствами, которые бы соответствовали положениям Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». Имущественный убыток от необоснованного предоставления в собственность граждан земельных участков при продаже их по льготной цене составил 4 427 497,53 рублей.

В результате несвоевременного принятия Управлением муниципальным имуществом Полевского городского округа мер по взысканию задолженности по арендной плате с арендатора ООО «Финансовая строительная корпорация» бюджет Полевского городского округа недополучил доходов по арендной плате в сумме 14 333 908,39 руб. и процентам за пользование чужими денежными средствами в сумме 1 144 024,15 руб.

В ходе проверки выявлены недостатки, выразившиеся в несоблюдение требований пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ, предъявляемых к заявлениям о предоставлении земельных участков.

По фактам выявленных нарушений и недостатков Счетной палатой Полевского городского округа в адрес начальника Управления муниципальным имуществом Полевского городского округа внесено представление с предложениями о принятии мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем.

Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным представления Счетной палаты.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управления муниципальным имуществом Полевского городского округа Семнадцатым Арбитражным апелляционным судом 27.02.2020 года решение Арбитражного суда Свердловской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

2.2.3. Экспертно-аналитическое мероприятие «Оценка доходности переданных по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

Объектом исследования являлось Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа. Экспертно-аналитическое мероприятие проведено по поручению Думы Полевского городского округа.

По данным Управления муниципальным имуществом на 01.01.2019 года передано в аренду 6,8 % площади земельных участков, находящихся в муниципальной собственности по 12 договорам аренды, и 11,9 % площади земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, по 1104 договорам аренды.

В 2018 году от сдачи в аренду земельных участков получены доходы в следующих объемах: за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, – 49,7 тыс. руб. (114,6 % исполнения прогнозируемых значений), за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, – 13 914,5 тыс. руб. (97,5 % от прогнозного значения).

Выявлен низкий уровень собираемости арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (12,5% от начисленных платежей). Тогда как уровень собираемости арендной платы по договорам аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, составил 76,7% от начислений.

Дебиторская задолженность по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами на 01.01.2019 года составила 16 999,5 тыс. руб., из них 97,5 % просроченная задолженность.

Доходность переданных по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности городского округа, за 2018 год составила 1,14 % кадастровой стоимости таких земельных участков. При этом средняя величина доходности от использования земельных ресурсов, находящихся в собственности муниципального образования, за 2018 год составила 1,35 %, минимальная величина – 1,08 %. Уровень доходности земельных участков, находящихся в собственности городского округа, переданных в аренду за 2018 год (1,14 %), находился в среднем диапазоне, что показало средний уровень доходности использования земельных ресурсов, находящихся в собственности Полевского городского округа.

Доходность переданных по договорам аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за 2018 год составила 0,83 % кадастровой стоимости таких земельных участков. При этом средняя величина доходности от использования земельных ресурсов, государственная собственность на которые не разграничена, за 2018 год составила 0,43 %, минимальная величина – 0,34 %. Уровень доходности земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за 2018 год (0,83 %), превышал средний интервал значений, что показало высокий уровень доходности сданных в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В ходе проведения мероприятия выявлено, что в бюджетном учете Управления муниципальным имуществом Полевского городского округа не отображены показатели стоимости земельных участков, по которым собственность не разграничена, вовлеченных в хозяйственный оборот, что привело к занижению показателей бюджетной отчетности на 2 136 838 088,79 рублей.

Установлены недостатки, выразившиеся в отсутствии в сведениях Росреестра информации об аренде земельных участков из земель населенных пунктов, находящихся в муниципальной собственности, что может указывать на отсутствие государственной регистрации договоров аренды земельных участков, заключенных на длительный срок, а также в отсутствии в Реестре (перечне) договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, сведений об аренде земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, содержащихся в Росреестре.

По фактам выявленных нарушений и недостатков Счетной палатой Полевского городского округа направлено информационное письмо начальнику Управления муниципальным имуществом Полевского городского округа с рекомендациями по устранению выявленных нарушений и недостатков.

По результатам рассмотрения рекомендаций приняты меры по устранению нарушений, в том числе обеспечено ведение бюджетного учета земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, вовлеченных в хозяйственный оборот.

2.2.4. Экспертно-аналитическое мероприятие «Оценка доходности имущества муниципальной имущественной казны, переданного по договорам аренды».

Объектом исследования являлось Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа. Экспертно-аналитическое мероприятие проведено по поручению Думы Полевского городского округа.

По данным Управления муниципальным имуществом Полевского городского округа на 01.01.2019 года по 43 договорам переданы в аренду объекты нежилого фонда балансовой стоимостью 5 861,3 тыс. руб., общей площадью 5931,21 квадратных метров, что составило 18,6 % от площади нежилого фонда в составе казны Полевского городского округа, по 9 договорам предоставлены в аренду инженерные сооружения (сети) балансовой стоимостью 102 187,6 тыс. руб., по 7 договорам аренды передано в возмездное пользование движимое имущество балансовой стоимостью 4 800,8 тыс. руб.

В 2018 году от сдачи в аренду имущества муниципальной имущественной казны в местный бюджет получены доходы: по объектам нежилого фонда в сумме 12 685,4 тыс. руб., что составило 102,4 % от прогнозируемых значений, по инженерным сооружениям (газопроводам, опорам освещения, котельной) – 72,0 тыс. руб., что составило 2,81 % от прогноза, по объектам движимого имущества – 417,2 тыс. руб. или 100 % исполнение прогнозируемых значений.

Уровень собираемости арендной платы за 2018 год составил 96,9 % от начисленных платежей по объектам нежилого фонда, 79 % – по инженерным сооружениям (сетям) и 97,3 % по объектам движимого имущества.

Дебиторская задолженность на 01.01.2019 года по доходам от сдачи в аренду объектов нежилого фонда составляла 17 781,2 тыс. руб. (из них 41,0 % просроченная), по доходам от передачи в возмездное пользование (аренду) инженерных сооружений (сетей) – 17 314,5 тыс. руб. (из них 99,1 % просроченная), по доходам от сдачи в аренду движимого имущества – 813,3 тыс. руб. (из них 28,6 % просроченная).

Объем просроченной дебиторской задолженности, сложившийся по состоянию на 01.01.2019 года, превысил объем поступлений за 2018 год в 1,3 раза, в том числе по доходам от сдачи в аренду инженерных сооружений (сетей) – в 238,5 раза.

Объем просроченной дебиторской задолженности по доходам от сдачи в аренду объектов нежилого фонда и движимого имущества, сложившийся по состоянию на 01.01.2019 года, составил более 50 процентов от объема поступлений за 2018 год по данным доходным источникам (57,4 % и 55,8 % соответственно).

Поступление доходов от сдачи в аренду имущества, составляющего казну городского округа (за исключением земельных участков), за пять предшествующих лет характеризовалось отрицательной динамикой. Объем поступлений за 2018 год по сравнению с объемом поступлений за 2014 год снизился на 42,9 %, что обусловлено снижением на 50,1 % объема поступления доходов от сдачи в аренду объектов нежилого фонда и снижением на 98,3 % объема поступления доходов от сдачи в аренду инженерных сооружений (сетей).

При этом в 2018 году по сравнению с 2017 годом рост поступлений доходов от сдачи в аренду имущества, составляющего казну городского округа (за исключением земельных участков), составил 12,6 %.

Оценка доходности имущества муниципальной имущественной казны, переданного по договорам аренды, показала:

1) недостаточный уровень вовлечения в хозяйственную деятельность объектов муниципальной собственности: в хозяйственный оборот вовлечено 18,6 % от общей площади зданий, помещений, находящихся в муниципальной казне, и 14,4 % от общей стоимости объектов движимого имущества, составляющих муниципальную казну.

Индикатор доли доходных объектов, вовлеченных в хозяйственную деятельность, в части инженерных сооружений (сетей), находящихся в казне городского округа), в ходе экспертно-аналитического мероприятия не определен, в связи с тем, что в бюджетном учете Управления муниципальным имуществом Полевского городского округа на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» отражена стоимость не всех объектов: системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, переданные по концессионным соглашениям, не учтены;

2) доходность объектов нежилого фонда (18,9 %), превысила среднюю величину норматива износа и ставку рефинансирования (ключевую ставку), что характеризует высокую степень доходности данного имущества, переданного в аренду;

3) доходность объектов инженерных сооружений (сетей) (0,01 %) и объектов движимого имущества (1,25 %), находящихся в казне городского округа, ниже ставки рефинансирования (ключевой ставки), что показывает низкий уровень доходности объектов, предоставленных в аренду.

По фактам выявленных нарушений Счетной палатой в адрес начальника органа местного самоуправления Управление образованием Полевского городского округа направлено информационное письмо с рекомендациями по устранению выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения рекомендаций приняты меры по устранению нарушений, в том числе обеспечено ведение аналитического бухгалтерского учета имущества, переданного по концессионным соглашениям.

2.2.5. Контрольное мероприятие «Проверка ведения претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по арендной плате органом местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа».

Объектом контрольного мероприятия было Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа. Проверка проведена по поручению Думы Полевского городского округа.

По отчетным данным на начало 2018 года объем просроченной дебиторской задолженности в местный бюджет по доходам от сдачи в аренду имущества составлял 46 464,2 тыс. руб., из них:

- по договорам аренды земельных участков – 24 076,6 тыс. руб.;

- по договорам аренды объектов недвижимого нежилого имущества (зданий, помещений) – 8 167,9 тыс. руб.;

- за пользование инженерными сооружениями и коммунальными сетями – 14 600,1 тыс. руб.;

- по договорам аренды движимого имущества – 213,6 тыс. руб.

В течение 2018 года просроченная дебиторская задолженность увеличилась по доходам от сдачи в аренду инженерных сооружений и коммунальных сетей на 2561,5 тыс. руб. или на 17,5%, а также по доходам от сдачи в аренду движимого имущества на 19,1 тыс. руб. или на 8,9 %. Рост просроченной дебиторской задолженности обусловлен неисполнением обязательств ОАО «Полевская коммунальная компания» по концессионным соглашениям и договору аренды узла коммерческого учета.

По отчетным данным за 2018 год просроченная дебиторская задолженность по доходамот сдачи в аренду земельных участков уменьшилась на 7 495,3 тыс. руб. или на 31,1 %. Уменьшение объема просроченной дебиторской задолженности обусловлено списанием с баланса безнадежной к взысканию задолженности ООО «Финансовая строительная корпорация» в размере 10904,7 тыс. руб. Без учета объема списанной задолженности за 2018 год рост просроченной задолженности по арендной плате за земельные участки составил 3 409,4 тыс. руб. или 14,2 %.

В 2018 году просроченная дебиторская задолженность по доходам от сдачи в аренду объектов недвижимого нежилого имущества (зданий, помещений) уменьшилась на 884,5 тыс. руб. или на 10,8%. Снижение просроченной дебиторской задолженности обусловлено уплатой арендаторами задолженности по арендной плате в результате проведенного с ними досудебного урегулирования.

В ходе проверки Управлением муниципальным имуществом Полевского городского округа дважды предоставлялась расшифровка просроченной дебиторской задолженности, сложившейся по договорам аренды земельных участков на 01.01.2018 года, с объем задолженности, превышающим отчетные данные на 2 886,9 тыс. руб. и на 4 378,6 тыс. руб. Расхождение объяснено уменьшением плановых начислений арендных платежей в программном обеспечении ППО «БАРС» на основании произведенных перерасчетов в связи с пересмотром кадастровой стоимости по решениям Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и по решениям Свердловского областного суда.

При этом не возможно было сопоставить данные уточненной расшифровки дебиторской задолженности в разрезе арендаторов с данными бухгалтерского учета Управления муниципальным имуществом Полевского городского округа, т.к. бухгалтерский учет земельных участков, переданных в возмездное пользование (по договорам аренды), в разрезе арендаторов (пользователей), мест нахождения, по количественным и стоимостным характеристикам не велся, учет расчетов по доходам в разрезе поступлений по плательщикам (дебиторам) и соответствующим им суммам расчетов не осуществлялся, в нарушение Инструкции, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

При проверке лицевых счетов по договорам аренды земельных участков также установлено несоответствие объемов задолженности на начало 2018 года данным уточненной расшифровки дебиторской задолженности в разрезе арендаторов по 7 договорам аренды. Расхождение между показателями составило 153,5 тыс. руб. по арендной плате и 54,4 тыс. руб. по пени.

В 2018 году ведение претензионно-исковой работы регламентировано не было, Порядок осуществления претензионной и исковой работы с просроченной дебиторской задолженностью утвержден приказом и.о. начальника Управления муниципальным имуществом Полевского городского округа от 24.04.2019 года.

Согласно уточненной расшифровке дебиторской задолженности на 01.01.2018 года по 826 договорам аренды земельных участков имелась просроченная задолженность (что составляло 80,7 % от количества действующих договоров), в том числе по арендной плате в объеме 28 455,2 тыс. руб., по пеням, начисленным за несвоевременное исполнение обязательств по договорам аренды земельных участков, – 13 545,7 тыс. руб. Период возникновения задолженности с 2014 по 2018 год включительно.

В течение 2018 года претензионно-исковой работой охвачено 104 договора аренды земельных участков, что составило 12,6 % от количества договоров по которым имелась просроченная задолженность на 01.01.2018 года, и 31,7 % объема просроченной задолженности.

Управлением муниципальным имуществом Полевского городского округа в отношении должников по договорам аренды земельных участков проведена следующая претензионно-исковая работа: 9 должникам направлены письма с предложением о добровольном погашении задолженности (из них в полном объеме в 2018 году оплатили задолженность два должника); 70 должникам выставлены 93 претензии по 85 договорам (из них в полном объеме в 2018 году исполнено 17 претензий, исполнено частично 15 претензий); проведено 7 заседаний Комиссии по должникам за аренду земельных участков, на которых рассмотрена задолженность 20 должников по 23 договорам аренды, решения Комиссии о погашении задолженности исполнены в полном объеме по 3 договорам аренды, исполнено частично – по 3 договорам аренды, в отношении должников по 4 договорам аренды принято решение о передаче документов в суд. После проведенной работы по досудебному урегулированию подготовлены и направлены в суд 22 заявления в отношении 21 должника по 24 договорам аренды, из которых 19 заявлений взыскателя удовлетворены судом на весь объем задолженности. В связи с применением судом последствий пропуска срока исковой давности два исковых требования удовлетворены частично и в удовлетворении одного искового требования судом отказано. Всего по направленным в 2018 году в суд заявлениям решениями судов и судебными приказами установлено к взысканию 2 227,4 тыс. руб., или 90,6 % от объема требований.

По состоянию на 01.01.2018 года просроченная дебиторская задолженность имелась:

- по договорам аренды недвижимого нежилого имущества (зданий, помещений) у 11 должников по 10 договорам аренды и в одном случае за фактическое пользование объектом без оформления договорных отношений (из них 7 договоров аренды на начало 2018 года были расторгнуты, а объект был истребован из чужого незаконного владения и возвращен судебными приставами в Управление муниципальным имуществом, в отношении этих 8 должников осуществлялось исполнительное производство. Период возникновения задолженности по договорам аренды недвижимого нежилого имущества (зданий, помещений) с 2004 по 2017 год;

- по договорам аренды инженерных сооружений и коммунальных сетей – у трех должников по 20 договорам аренды и концессионным соглашениям, из них по состоянию на начало 2018 года с двумя должниками 17 договоров аренды были расторгнуты, исполнительное производство по ним было прекращено, в связи с признанием должников ООО «Региональная сетевая компания» и ООО Сетевая компания «Новая энергетика» банкротами. Период возникновения задолженности с 2011 по 2017 год.

- по договорам аренды движимого имущества – по 5 расторгнутым договорам аренды у двух должников ООО «Сетевая компания «Новая энергетика» и ООО «Полевское РСУ», которые решениями суда признанны несостоятельными (банкротами), период возникновения задолженности с 2012 по 2016 год.

В течение 2018 года Управлением муниципальным имуществом Полевского городского округа проведена претензионно-исковая работа в отношении всех должников, имевших просроченную кредиторскую задолженность по действующим на начало 2018 года договорам аренды имущества (за исключением земельных участков), в их адрес направлено 7 претензий, задолженность рассмотрена на двух заседаниях Комиссии по должникам за аренду нежилых помещений), подготовлено и направлено в суд заявление в отношении одного должника, которое удовлетворено судом в полном объеме 8 453,12 руб., направлены заявления в Управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области о возбуждении исполнительного производства и в Управление Пенсионного фонда РФ об удержании денежных средств со счета должника - физического лица. Кроме того, претензионная работа проведена в отношении 5 должников, имевших текущую задолженность, в их адрес направлены претензии.

В 2018 году исполнительное производство возбуждено в отношении трех должников – физических лиц, в то же время, исполнительное производство прекращено по трем должникам: ООО «Региональная сетевая компания» и ООО Сетевая компания «Новая энергетика» в связи с признанием их банкротами, а также ООО «Региональная сетевая компания – Восток» в связи с прекращением деятельности путем исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Просроченная задолженность ООО «Региональная сетевая компания – Восток» и ООО «Сетевая компания «Новая энергетика» в 2019 году признана сомнительной и списана с баланса в размере 6 793,4 тыс. руб., в том числе по арендной плате – 6 279,0 тыс. руб., по процентам за пользование чужими денежными средствами – 514,4 тыс. руб.

Задолженность ООО «Региональная сетевая компания» в размере 12 329,3 тыс. руб. (в том числе задолженность по арендной плате – 10 838,1 тыс. руб., пени – 1 491,2 тыс. руб.) Определением Арбитражного суда Свердловской области в полном объеме включена в реестр требований кредиторов.

2.2.6. Экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ исполнения бюджетного законодательства в Полевском городском округе при внесении изменений в решение о местном бюджете на предоставление субсидии МУП ПГО «ЖКХ «Полевское» на погашение кредиторской задолженности за холодное водоснабжение».

Объектом исследования являлась Дума Полевского городского округа. Мероприятие проведено по обращению гражданина.

В ходе экспертно-аналитического мероприятия нарушений Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при внесении изменений в решение о местном бюджете на предоставление субсидии МУП ПГО «ЖКХ «Полевское» на погашение кредиторской задолженности за холодное водоснабжение не установлено.

Анализ правового регулирования внесения изменений в решение о местном бюджете показал наличие противоречий между нормами статьи 35 Положения о бюджетном процессе в Полевском городском округе, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 10.02.2009 N 734, и статьи 4 Положения о порядке подготовки проектов решений Думы Полевского городского округа, утвержденным решением Думы Полевского городского округа от 19.11.2009 N 24.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия рекомендовано Думе Полевского городского округа принять меры по устранению противоречий нормативного регулирования и актуализации бюджетного процесса с учетом сложившейся практики внесения изменений в решение о местном бюджете.

3. Деятельность Счетной палаты по противодействию коррупции

В отчетном периоде обеспечено исполнение плана работы Счетной палаты по противодействию коррупции на 2018-2020 годы. В целях профилактики коррупционных правонарушений и формирования у сотрудников Счетной палаты отрицательного отношения к коррупции своевременно осуществлялось информирование о внесении изменений в антикоррупционное законодательство Российской Федерации, актуализация информации на официальном сайте Счетной палаты в разделе «Противодействие коррупции» об изменениях антикоррупционного законодательства, рассмотрение практики правоприменения законодательства о противодействии коррупции, возможных ситуаций коррупционной направленности и рекомендаций по их предотвращению и урегулированию.

Все муниципальные служащие в установленные сроки представили обязательные сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения в установленном законодательством порядке размещены на официальном сайте Счетной палаты.

Ежеквартально в адрес Администрации Полевского городского округа направлялись отчеты о проделанной работе:

- по разделу 14 «Выполнение национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378 «О национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 года» сведения о ходе реализации мероприятий по противодействию коррупции (федеральный антикоррупционный мониторинг);

- о ходе реализации мер по противодействию коррупции в органах местного самоуправления Свердловской области (форма – Мониторинг-К Экспресс);

- об исполнении плана мероприятий по противодействию коррупции (утвержден Постановлением Главы ПГО от 18.09.2018 № 1514 «Об утверждении плана мероприятий органов местного самоуправления Полевского городского округа по противодействию коррупции на 2018-2020 годы»).

Обращения по фактам коррупции от граждан и муниципальных служащих в Счетную палату не поступали.

4. Обеспечение деятельности Счетной палаты, информирование общественности о деятельности Счетной палаты и работа с обращениями граждан

По состоянию на 01 января 2020 года кадровый состав Счетной палаты представлен 3 сотрудниками, замещающими должности муниципальной службы, что составляло 75% штатной численности.

Все сотрудники Счетной палаты имеют высшее профессиональное образование: финансово-экономическое образование у двух сотрудников; образование в сфере государственного (муниципального) управления – у одного сотрудника; иное – у одного сотрудника.

В целях повышения квалификации в 2019 году прошел обучение один сотрудник Счетной палаты по теме: «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ». В отчетном периоде одному муниципальному служащему Счетной палаты присвоен очередной классный чин.

В целях методологического обеспечения деятельности в 2019 году Счетной палатой введены в действие стандарты внешнего муниципального финансового контроля «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами контроля» и «Оперативный контроль исполнения местного бюджета Полевского городского округа».

В отчетном периоде сотрудники Счетной палаты приняли участие в двух совместных мероприятиях Счетной палаты Свердловской области и контрольно-счетных органов муниципальных образований.

Информационное присутствие в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и открытость деятельности Счетной палаты реализовалось за счет размещения и актуализации информационных материалов на официальном сайте Счетной палаты и опубликования в Полевской городской общественно-политической газете «Диалог» отчета о деятельности с информацией о проведенных мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах.

За отчетный период на сайте Счетной палаты размещено и актуализировано 49 единиц информационного материала, количество просмотров официального сайта за 2019 год составило 178. В Полевской городской общественно-политической газете «Диалог» опубликован отчет о деятельности Счетной палаты за 2018 год.

Работа по рассмотрению обращений граждан в 2019 году в Счетной палате проводилась в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений граждан в Счетной палате Полевского городского округа, утвержденной распоряжением председателя Счетной палаты 16.10.2013 года № 111.

В отчетном периоде в Счетную палату обращений граждан не поступало. В План работы Счетной палаты на 2019 год включены контрольные и экспертные мероприятия, в ходе которых проверенны факты, изложенные в обращениях граждан, поступивших в 2018 году.

Председатель Счетной палаты

Полевского городского округа                                                          И.М. Зюзева

 


[1] С учетом внешней проверки годовой бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств за 2018 год и проверки достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям отчета об исполнении местного бюджета за 1 квартал 2019 года.

[2] С учетом анализа исполнения местного бюджета за 1 квартал 2019 года.

[3] Без учета объема средств, проверенных и проанализированных в ходе внешней проверки годовой бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств за 2018 год и проверки достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям отчета об исполнении местного бюджета за 1 квартал 2019 года.

[4] Возвращены субсидии в объеме невыполненного муниципального задания за 2017 год.

Интернет ресурсы

Logo data RGB

Разработка и поддержка сайта